 
  Масложор и задиры в цилиндрах: что делать владельцу Kia Rio?
Итак, вы купили Kia Rio, и вы счастливы. Стильный, достаточно надёжный, недорогой в обслуживании... Идеальный рецепт народного автомобиля, верно? Но есть один нюанс. Маленький, раскалённый докрасна нюанс, спрятанный в выхлопной системе, который способен превратить вашу мечту в финансовый кошмар стоимостью в сотни тысяч рублей. Имя этой неприятности — задиры в цилиндрах. У неё есть главный сообщник — каталитический нейтрализатор. Давайте без паники и лишней «воды» разберёмся, что это за проблема, как с ней жить, и главное — как не попасть на капитальный ремонт двигателя Kia Rio.
Содержание
- Источник проблемы: керамическая пыль, убивающая мотор
- Первые звонки: когда пора бить тревогу?
- Диагностика перед покупкой: как не купить «кота в мешке»
- Что делать? Алгоритм спасения двигателя
- Вердикт: проблема решаема
Источник проблемы: керамическая пыль, убивающая мотор
Представьте себе двигатели G4FA (1,4 л) и G4FC (1,6 л). В целом это крепкие и выносливые агрегаты, но с одной врождённой конструктивной ошибкой. Их катализатор — деталь, отвечающая за дожигание вредных выхлопов — расположен преступно близко к блоку цилиндров.
Сам по себе катализатор — это керамическая сота, покрытая драгоценными металлами. Со временем, особенно от некачественного топлива, перегревов или просто от старости, эта керамика начинает разрушаться. Она буквально крошится в мельчайшую, но очень абразивную пыль. И вот тут начинается самое тревожное. В определённые моменты работы двигателя в цилиндрах создаётся обратная тяга, и эта керамическая «шрапнель» летит не в выхлопную трубу, а обратно — в камеру сгорания.

Что делает твёрдая керамическая пыль с нежными стенками алюминиевых цилиндров? Правильно, она царапает их. День за днём, поездка за поездкой. Эти царапины и есть те самые знаменитые задиры.
Первые звонки: когда пора бить тревогу?
Проблема задиров, в том числе на Kia Rio, коварна тем, что она не появляется внезапно. Она подкрадывается медленно, и важно услышать её первые шаги. Вот — главные симптомы, которые нельзя игнорировать.
- Стук на холодную. Это — самый верный и ранний признак. Вы заводите машину морозным утром, и из-под капота доносится характерное дизельное тарахтение или отчётливый перестук, который по мере прогрева становится тише или вовсе пропадает. Это поршни «гуляют» в уже поцарапанных цилиндрах
- Повышенный расход масла (масложор). Если вы заметили, что уровень масла на щупе Kia Rio начал падать от замены до замены, это плохой знак. Через задиры масло из картера попадает в камеру сгорания и просто... сгорает. Поначалу это может быть 200-300 мл на тысячу километров, но очень скоро аппетит мотора вырастет до литра и более
Именно с этого всё и начинается. Таких историй, как у Артёма из Прокопьевска, на форумах сотни: «Купил Kia Rio с пробегом 85 тысяч, радовался, как ребенок. Через полгода услышал какой-то стучок по утрам, значения не придал — ну, гидрики, наверное. А потом глянул щуп — почти на минимуме! Залил литр, через две тысячи километров — снова пусто. Теперь понимаю, что попал. Стук стал громче, и дымить начала при разгоне. Готовлюсь к капиталке».
Диагностика перед покупкой: как не купить «кота в мешке»

Если вы собираетесь стать владельцем подержанного Kia Rio, отодвиньте на второй план проверку толщиномером: ваше главное оружие — стетоскоп и эндоскоп. А вот — ваш чек-лист, который поможет при осмотре.
- Слушайте только холодный двигатель. Настаивайте, чтобы машину не прогревали до вашего приезда. Любые посторонние стуки на холодную — повод немедленно отказаться от идеи купить Kia Rio у этого продавца, развернуться и уйти
- Проверьте выхлоп. Попросите кого-нибудь резко нажать на газ. Сизый дым — признак горящего масла
- Загляните в выхлопную трубу. Проведите пальцем по внутренней поверхности. Жирный чёрный налёт — ещё один симптом масложора
- Сделайте эндоскопию! Это не рекомендация, а требование. Процедура стоит недорого (2-3 тысячи рублей), но экономит сотни тысяч. Через свечное отверстие в каждый цилиндр опускается миниатюрная камера, после чего на экране всё видно, как на ладони: идеальный хон (заводская сетка на стенках цилиндров) или страшные вертикальные полосы задиров
Ольга из Кемерово, например, благодаря этой процедуре сэкономила кучу денег и нервов: «Нашли почти идеальный Kia Rio, пробег 70 тысяч, одна хозяйка, не битый. Уже почти договорились о сделке, но муж настоял на эндоскопии. Поехали в сервис, и мастер нам показал ужас: в двух цилиндрах уже были явные задиры. Хозяйка клялась, что проблем нет, но камера не врёт. От покупки, конечно, отказались. Лучше потратить пару тысяч на проверку, чем потом двести на ремонт».
Что делать? Алгоритм спасения двигателя
Итак, вы купили Kia Rio. Ваши дальнейшие действия зависят от ситуации.
Сценарий № 1: профилактика (двигатель ещё жив)
У вас нет стуков, масло не уходит, а эндоскопия показала идеальные стенки цилиндров. Поздравляем! Чтобы так и оставалось, вам нужно действовать на опережение.
- Что делать: удалять катализатор. Физически. Не дожидаясь, пока он начнёт сыпаться — а он обязательно начнёт
- Как делать: вместо него вваривается качественный пламегаситель (стронгер), чтобы выхлопная система работала тихо и корректно
- Что потом: после удаления катализатора загорится ошибка «Check Engine», так как второй лямбда-зонд (датчик кислорода) заметит неладное. Есть два пути. Плохой — поставить механическую или электронную «обманку». Это — костыль, который часто работает некорректно. Правильный путь — сделать чип-тюнинг, то есть программно перепрошить блок управления двигателем на стандарт Евро-2. Это полностью отключает контроль катализатора, чуть добавляет динамики и решает проблему раз и навсегда
Михаил из Новокузнецка выбрал именно этот путь: «Как только купил Kia Rio с пробегом 45 тысяч, сразу поехал в проверенный сервис. Вырезали кат, вварили пламегаситель, залили прошивку. Машина даже поехала чуть бодрее. Теперь я спокоен. Знаю, что бомба замедленного действия под моей машиной обезврежена».
Сценарий № 2: лечение (задиры уже есть)
Если стук и масложор стали вашими спутниками, удалять катализатор уже поздно — он сделал свое чёрное дело. Единственный выход — капитальный ремонт двигателя.

- Что делать: финансово готовиться к «капиталке»
- Как делать: двигатель разбирается, и блок цилиндров отправляется на гильзовку. Вместо повреждённого алюминия в него запрессовывают прочные чугунные гильзы. Это — надёжный, проверенный метод, который делает мотор даже более ресурсным, чем заводской. Попутно меняются поршни, кольца, вкладыши и все необходимые прокладки
- Сколько стоит: будьте готовы к серьёзным тратам. В зависимости от аппетитов сервиса капитальный ремонт двигателя G4FA/G4FC с гильзовкой сегодня обходится в 150–250 тысяч рублей
Вердикт: проблема решаема
Так стоит ли бояться подержанных Kia Rio? Однозначно нет: это по-прежнему отличные автомобили за свои деньги. Но к их покупке и владению нужно подходить с умом.
Помните главное правило: проверяй или плати. Не пожалейте денег на эндоскопию перед покупкой. А если вы уже купили Kia Rio — не тяните с профилактическим удалением катализатора. Эта операция, сделанная вовремя, подарит вам тысячи километров спокойной и беспроблемной езды. В противном случае будьте готовы к тому, что ваш автомобиль преподнесёт вам очень дорогой и неприятный сюрприз.
Приобретая автомобиль Kia Rio у дилера “Авто с пробегом” вы можете быть уверены в качестве своего будущего автомобиля. Мы уже проверили все авто за вас, оставляя вам только удовольствие от покупки.
